Первым, кто употребил словосочетание Web 2.0, стало
издательство O'Reilly Media, специализирующееся на информационных технологиях.
Произошло это в 2004 году. Немного позже глава издательства Тимоти О'Рейлли
сформулировал часть принципов Web 2.0. За прошедшее время сфера Web 2.0
расширилась, вытесняя традиционные Web-сервисы, получившие название Web 1.0.
Web 2.0 не является технологией или каким-то особым стилем Web-дизайна. Для определения сути
подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации
и поддержке Web-ресурсов. Предлагаю рассмотреть наиболее известные «проявления»
Web 2.0, с которыми, так или иначе, встречался каждый пользователь Интернета.
Википедия
. Сегодня это целая плеяда интернет-сервисов, позиционируемых
как справочники и энциклопедии. Название родилось благодаря сайту wikipedia.org,
о котором я уже писал на страницах «Школы Жизни». Википедия представляет собой
базу справочной информации с предоставлением практически каждому пользователю
возможности редактировать данные.
Блоги (интерактивные сетевые дневники) представляют собой один из самых
ярких примеров использования принципов Web 2.0. Значительная часть Web-контента
создается пользователями, а не владельцами ресурса. Для этого активно
используют технологии RSS и FOAF, характерные для Web 2.0. Так же используются
тэги (метки, tags) для тематического структурирования контента.
Технология FOAF (Friend Of A Friend) дает пользователю возможность
подписаться на новости и материалы тех пользователей, которые находятся в так
называемом «списке друзей». Этим самым поощряется общение пользователей Сети.
Технология FOAF является одной из важнейших составляющих социальных
интернет-сетей.
RSS
(Really Simple Syndication или, дословно, «действительно простое
объединение (информации)») – это простая и эффективная технология экспорта
гипертекста, используемая для создания новостных лент. RSS, как и другие
технологии Web 2.0, основан на языке XML (eXtended Markup Language – англ.,
расширенный язык разметки).
Сервисы обмена
. Эти ресурсы наполняются за счет пользователей,
предоставляя им место для различных файлов – музыки, фильмов, документации и
т.п. Здесь также используются RSS и тэги.
Сайты совместного документопользования
. Подобные сервисы дают
пользователям возможность одновременного и совместного использования документов
– можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего
пользования. При этом исчезает необходимость в установке программного
обеспечения на локальных компьютерах. В данной области признанным лидером
является сервис Writely.
В этой области широко применяется технология AJAX. AJAX (Asynchronous
Javascript And XML – англ., асинхронные Javascript и XML) – технология
комбинированного использования языков Javascript и XML для создания
динамического содержимого web-ресурсов.
Одной из важных особенностей технологии AJAX является то, что нагрузка по
обработке динамических данных ложится на браузер пользователя. При этом обмен
данными «сервер – пользователь» сводится к минимуму, снижая затраты на траффик.
Подобный подход значительно упрощает использование динамических ресурсов, так
как пользователю не нужно перезагружать страницы, чтобы увидеть изменения.
Стоит упомянуть и о веб-приложениях, как о части концепции Web 2.0. Все
больше приложений получают свои Web-аналоги, избавляя пользователей от
необходимости устанавливать ПО на локальном компьютере. Как правило,
пользование web-сервисом обходится дешевле покупки аналогичных «не-web»
программ.
Некоторые эксперты называют Web 2.0 мыльным пузырем, пустышкой. Критики
считают, что нет ничего принципиально нового в использовании технологий,
существовавших и ранее. С чисто технической точки зрения эти критики правы.
Есть мнение, что Web 2.0 – очередная спекуляция, которой уготована участь
знаменитого "дотком бума", за которым последовал крах множества
IT-компаний в 2001 году.
Еще одним поводом для критики Web 2.0 стали опасения за сохранность приватной
информации о пользователе. Существуют подозрения, что инвесторы Web 2.0
сервисов заинтересованы лишь в контроле над большим объемом информации личного
характера. Например, информации о предпочтениях пользователя, используя
которые, можно добиться стопроцентно точной фокусировки интернет-рекламы.
Однако Web 2.0 имеет и несомненные плюсы. В обычных сервисах (в сервисах Web
1.0, как теперь принято говорить) пользователь, по своей сути, является
пассивным потребителем услуг. Подход, построенный на базе концепции Web 2.0,
подразумевает более активную деятельность пользователей, ориентированную на
участие в создании контента ресурса. В процессе развития сервиса учитывается
опыт и мнение пользователей данного сервиса. Это делает Web 2.0 ресурсы
значительно более интерактивными, давая пользователям свободу самовыражения.
|